top of page

Генерал Радола Гайда - командующий Сибирской армией.

Обновлено: 10 янв. 2021 г.

Начальник Читинского гарнизона генерал-майор Мисюра огласил телеграмму главнокомандующего Восточным фронтом генерала Гайда. "Приказываю линию Забайкальской железной дороги и города Иркутск, Верхнеудинск и Читу считать на осадном положении. Распоряжением комкора учредить в Иркутске, Верхнеудинске и Чите военно-полевые суды. Главнокомандующий Восточным фронтом генерал Гайда". В соответствии с этим Масюра сообщил Забайкальскому областному комиссару, что на основании осадного положения, по всем вопросам, связанным с ликвидацией большевизма, спокойствия и благосостояния Читы, он не может издавать приказов без его согласия. Читинская милиция впредь до отмены осадного положения получает указания от него же. Вскоре генерал Радола Гайда прибыл в Читу лично. Его встречали с почетным караулом 31 читинского стрелкового полка.

Молодой 28 летний человек. мягкое, доброе, славянское лицо, не успевшее потерять еще юношеского очертания. Генерал говорит по русски не свободно, но твердо, обдумывая каждое слово. таков в общихчертах портрет генерала Гайды, сумевшего противопоставить свою волю, воле народных комиссаров Р.С.Ф.С.Р постановивших заключить чехословацких легионеров в концлагеря. Свой приезд Гайда объяснял наличием двух причин: Прежде всего генерал хотел узнать как союзники смотрят на помощь его армии, а затем считал необходимым навести порядок в местных войсковых частях. Среди союзного командования Гайда не встретил единомыслия, которое при создавшихся условиях гражданской войны совершенно необходимо. Гайда рассказал в одном из интервью: "Для того, чтобы организовать и снабдить к весне 1919 года Сибирскую армию всем необходимым, нужно немедленно перебросить на Волгу не меньше трех дивизий, способных создать преграду вторжению в Сибирь германских регулярных войск, уже занявших весь правый берег Волги. наши войска отходят к Уралу. Япония и Америка как ближе всех расположенные могли бы оказать помощь войскам, а Англия и Франция снабдить всем необходимым сибирские войска, численность которых уже достигает 150 000 человек, а к весне будет 300-350 000 человек. Народ стоит за создание сильной, дисциплинированной армии, доказательством чему служит последний набор в сибирские полки, организованные на началах строгой, разумной дисциплины. Как командующий не только чехословацкими частями, но и войсками Сибирского правительства, я поручил работу по организации русской армии генералу Дитерихсу, которому также предоставил инспекторские права. Армия должна быть единой. Отдельные русские отряды должны влиться в сибирскую армию, иначе я их разоружу, к чему приняты меры". Генерал Гайда по его собственному мнению не был политиком. он был только солдатом, как любой солдат он был прямолинеен в своих высказываниях. "Сибирское правительство едино и во Владивостоке и в Омске. Оно слилось, как только явилась возможность сообщения. Местная группа правительства уезжает в Омск вместе с председателем Вологодским. О генерале Хорват, как о правителе говорить не чего. Он был и остается управляющим Маньчжурской дороги". К слову атаман Семенов не признавая власть Колчака, предлагал Хорвата в качестве альтернативы адмиралу.

Вологодский был лидером Сибирских областников, еще в начале века добивавшихся автономии для Сибири. После провозглашения декларации независимости Сибири, сепаратистские тенденции стали возобладать и внутри нового государства, их смог остановить приход к власти А.В.Колчака. Так же генерал Гайда отметил, что от Читы до Челябинска железнодорожная магистраль работает по прежнему хорошо. С Владивостоком сообщение хуже, из-за положения с мостом на реке Онон. Мост этот был бы исправлен давно, если бы, по выражению генерала Гайды, там не находились разные войска, в результате чего, о мосте никто не заботится. Как сказал Гайда мост стараются исправить чешские саперы. На роль чешских легионеров в гражданской войне в России генерал Гайда смотрел определенно. "Они должны остаться до конца войны и рука об руку с сибиряками укреплять Сибирское правительство, являющееся переходным к правительству Великой России, объединительницы славянства". В январе 1919 года Гайда перешел на службу к Колчаку. В мае 1919 года он отказался выполнять приказ адмирала о помощи Западной армии. В результате невыполнения Гайдой приказа Верховного правителя России Восточный фронт пал, Западная армия была разгромлена, а большевики зашли в тыл к сибирякам.

7 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page