top of page
Фото автораlitvintzevroman

Забайкалец балтийского флота.

Перед русско-японской войной принимается решение о строительстве новых эскадренных миноносцев, так называемых 700-тонниках, строившихся на пожертвования простых людей. Их называли, как правило, по тем местностям, где для их строительства собирали деньги, восстанавливали имена героически-погибших кораблей или офицеров, воинские профессии. И зазвучали в русском флоте названия новых кораблей «Украина», «Войсковой», «Туркменец-Ставропольский», «Казанец», «Стерегущий», «Страшный», «Донской казак», «Забайкалец», «Эмир Бухарский», «Финн», «Москвитянин», «Доброволец», «Всадник», «Гайдамак», «Амурец», Уссуриец», «Генерал Кондратенко», «Охотник», «Сибирский стрелок», «Пограничник» для Балтийского флота и «Лейтенант Шестаков», «Лейтенант Пущин», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацаренный» для Черноморского флота. Эти корабли и станут основными кораблями минных дивизий до массового поступления на флот новых эскадренных миноносцев типа «Новик». На них и ляжет вся тяжесть первых двух самых трудных лет «Великой» войны». По названию первого заложенного корабля серии их называли «Добровольцами».


Потери русского Тихоокеанского флота, понесенные в первые дни русско-японской войны, всколыхнули общественность России.



По инициативе графа Л.М. Кочубея, обратившегося к соотечественникам через газету “Новое время”, начался сбор денежных средств на приобретение новых кораблей взамен погибших. Этот призыв вызвал горячий отклик среди различных сословий и слоев населения. Забайкальцы не остались в стороне от этого благордного начинания. Для облегчения доставки денежных пожертвований почтовая служба выпустила так называемые письма-переводы, которые можно было получить во всех волостных правлениях, войсковых частях, на железнодорожных и почтовых станциях, церквях и во многих казенных учреждениях. На многих квитанциях простых людей числилась сумма в один рубль, но были и очень крупные пожертвования. Приток денег был настолько велик, что потребовалось официально оформить Комитет для учета и расходования этих средств и гласной отчетности перед пожертвователями. Председателем комитета был назначен Великий князь Александр Михайлович.



К великому сожалению комитет , возглавляемые великими князьями, не блистали светлыми головами и заботами о нуждах государственных. Там были слишком озабочены как сейчас бы сказали "распилом" денежного потока.

Всего на добровольные пожертвования было построено 18 минных крейсеров (эсминцев), ставших ядром Балтийского флота, а также 2 подводные и 2 полуподводные лодки. Среди них был и крейсер носящий гордое имя "Забайкалец".



В июле 1904 года заложен на судоверфи завода "Ланге и сын" в Риге. Поскольку все крупные русские верфи и так были забиты, обратились к немцам. Они единственные в Европе согласились, и то тайком — официально Германия объявила нейтралитет. И с условием: они поставляют готовые детали, а сборкой занимаются русские заводы. Так заказ на 8 эсминцев попал заводу "Ланге и сын" в Риге. Надо сказать, что немцы, разрабатывавшие проект, подсунули "лежалый товар". Все тогдашние эсминцы, в том числе японские, имели скорость 29–30 уз. А эти — 25. Вооружение тоже оставляло желать лучшего. Немцы будто предчувствовали, что самим придется повоевать с ними, и в проекте ряд характеристик был занижен будто специально. 10 октября 1905 года зачислен в списки судов Балтийского флота "Забайкалец" был спущен на воду 14 апреля 1906 года, дата приемных испытаний 19 июля 1906 года, вступил в строй весной 1907 года. До 27 сентября 1907 года классифицировался как минный крейсер. У "Забайкальца и ему подобных судов были технические не достатки. Возможно допущенные умышлено.



В одном из рапортов одного из командиров сообщалось следующее, что в каюте кондукторов крайне плохо дело с освещением. Иллюминаторов всего два и в помещениях полумрак. Подал он рапорт с предложением прорубить в палубе отверстия под два палубных иллюминатора с указанием их расположения на прилагаемом к рапорту чертеже. Начальство ходатайство командира удовлетворило. Первым командиром крейсера стал капитан 2-го ранга Лев Карлович Теше, им он являлся до 1909 года. Старшим офицером на корабле был Дмитрий Дмитриевич Тыртов, во время I мировой войны, с 26 августа 1915 года командир "Забайкальца".



С 1909 года - в составе 1-ой минной дивизии. Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 годах на заводе акционерного общества "Крейтон и К°" с заменой водогрейных трубок в котлах и громоздких вентиляционных дефлекторов котельных отделений на "грибовидные". Кроме того, грот-мачту перенесли к кормовому мостику. В период первой мировой войны входил в состав 6-го дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации и дозоры противника, обороне Курляндского побережья и Рижского залива, минных постановках в юго-восточной и центральной частях Балтийского моря. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота. Прошел капитальный ремонт корпуса и главных механизмов в 1916 году с заменой трубок в котлах и перевооружением на заводе акционерного общества "Крейтон и К°".



Во время "Моонзундской операции" весь день 30 сентября до самого утра сдерживал попытки немцев форсировать пролив. Во время отхода кораблей на эсминце гром лопнули швартовы, капитан и команда предалась панике. Экипаж "Забайкальца" героически пришел на помощь терпевшим бедствие. "Забайкалец" охранял адмирала Бахирева когда тот на эсминце "Баян" отходил на юг.



Перед этим добровольцы с "Забайкальца" высадили десантный отряд на о.Моон для его обороны. Понимание воинского долга и чувство героизма руководили храбрецами. В советской историографии эти события отражены как достаточно не значительный эпизод, характеризовавшийся низким качеством обороны. В дальнейшем "Забайкалец" принимал участие в февральской революции. 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 11 по 19 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт, после чего находился в порту на долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря. В 1923 году отправлен на разборку. История миноносца закончилась 21 ноября 1925 года, когда судно было исключено из состава РККА.






4 просмотра0 комментариев

Comments


bottom of page